Специализированные автомобили для киноиндустрии

Рубрика: Полезная информация

Опубликовано: 26 декабря 2021, 20:50

Просмотров: 118

    Киноиндустрия, создающая в нашей стране самое массовое из искусств, во второй половине прошлого столетия стала все чаще производить эпатажные батальные фильмы, захватывающие зрителя масштабностью съемок и массовостью персонажей на экране. А для обеспечения обширных натурных работ потребовалась уникальная автомобильная киносъемочная техника, не знающая до этого отечественных, а порой и зарубежных аналогов.

    В середине 1970-х годов Львовское проектно-конструкторское бюро (ПКБ) кинофикации приступило к разработке нового типажа специализированных автомобилей, позволяющих обеспечивать весь киносъемочный процесс вдали от базовых киностудий. Таким образом, у режиссеров появлялась возможность организации длительных и массовых киноэкспедиций с выездом на натурную съемку. Но для размещения необходимого в таких экспедициях оборудования потребовалась базовая машина куда большей грузоподъемности, чем широко используемый на киностудиях ГАЗ-53. Решение пришло неожиданно. Конструкторам Львовского ПКБ пришла в голову идея совместить кузов автобуса ЛАЗ с трехосным шасси ЗИЛ-133Г. Задуманная идея была осуществлена на бумаге в виде чертежей и эскизных набросков. Теперь грузоподъемный «спецавтобус» можно было использовать для создания целого ряда спецтехники, меняя только компоновку салона и расположение окон и дверей в кузове.

   авто для съемок в кино АКТ-01Автомобиль кинотехнологический АКТ-01

Воплощение этих автомобилей в металле было поручено черниговскому предприятию «Укркинотехпром», обеспечивающему киностудии страны специальной техникой уже не первый десяток лет. В Чернигов стали поступать шасси ЗИЛ-133Г1 и некоторые элементы кузовов автобуса ЛАЗ – передняя маска и ветровое остекление. Черниговцы взялись за освоение нового заказа с энтузиазмом, хотя на небольшой территории предприятия было очень тесно, а надо было браться за новую уникальную продукцию. Современные просторные цеха черниговского завода тогда только строились неподалеку, на новой территории.

У завода уже имелся опыт по изготовлению специальных автобусов АСЧ-03, с металлическим каркасом кузова, и при изготовлении новых машин этот опыт оказался очень востребованным. К концу 1978 года был построен первый спецавтобус на трехосном шасси. Да еще какой! Им стал уникальный киноналадочный комплекс (КНК) «Изофон». С его помощью можно было выбирать объект съемки и проводить актерские пробы, записывая на видеомагнитофон изображение и звук. А при репетициях и киносъемке можно вести видеоконтроль – телевизионное визирование с записью на видеоленту не только звука и изображения, но и кодированной служебной информации.

    КНК имел три отсека: кабину водителя, небольшой зал для просмотра и аппаратную. Вход в аппаратную осуществлялся из зала, где размещалось шесть комфортабельных кресел. Перегородка между кабиной водителя и залом служила экраном. Кроме этого для технологического оборудования было много отдельных отсеков, доступ к которым осуществлялся через наружные дверцы.

Про этот уникальный автомобиль в зарубежной и отечественной прессе было напечатано много заметок, где его часто называли спецавтобусом для съемки игровых фильмов. Везде ему была дана высокая оценка, а сама разработка передвижной киностудии была признана большим рывком в развитии кинематографа в СССР. Этот комплекс работал на киностудии имени Горького.

   Следующая машина на трехосном шасси получила заводское обозначение АКТ-01(автомобиль кинотехнологический модели 01). Она предназначалась для обеспечения киносъемочных работ на натурных съемках. В отличие от «миниатюрных» киносъемочных автобусов АСЧ-03 гигант АКТ-01 имел более просторный пассажирский салон и грузовой отсек, вмещающий более чем в два раза больше аппаратуры. Вдобавок площадка на крыше кузова была столь огромной, что там без труда размещалась группа людей с киносъемочной аппаратурой.

   АКТ-01 построили два экземпляра, причем уже на новом месте, куда вскоре переехало все автомобильное производство предприятия. Автомобили покинули заводскую территорию 20 марта 1979 года и, естественно, попали на самые престижные киностудии страны: один на «Мосфильм», другой на киностудию имени Довженко.