Лада Ева - забытая русская «бомба»!

Рубрика: Полезная информация

Опубликовано: 02 февраля 2022, 08:43

Просмотров: 444

300 «лошадей» и турбомотор - 1986 год в русской машине! Он не может не впечатлять, тем более что это «Лада». Даже сегодня, посмотрев на всевозможные четырехколесные фурии, внешний вид машины не оставляет меня равнодушным. ВАЗ-2108 EVA / Lada Eva / был создан на экспериментальном автомобильном заводе в Вильнюсе, Эстония, очень известным во всем бывшем социалистическом лагере автомобильным летчиком и инженером Стасисом Брундза. VFTS (Вильнюсский автомобильный завод) начинается как сервисная мастерская в Вильнюсе. Она занимается специализированным ремонтом и подготовкой раллийных версий автомобилей Lada и доработкой их двигателей. Компанию основал Стасис Брундза. Именно ему удалось «выжать» из двигателя ВАЗ-2106 немыслимые в 80-х годах прошлого века в СССР 300 л.с. вместо стандартных 80.

Чтобы оценить работу Брундза, мы можем поискать за пределами СССР автомобили мощностью 300 л.с. в 1986 г. На тот момент Porsche 911 Carrera CS имел двигатель мощностью 231 л.с. У «горячего» баварского BMW M5 (E28) примерно на 50 лошадиных сил больше - 286 л.с.

В СССР самой опасной машиной была специально доработанная для КГБ Волга КГБ ГАЗ-24-24 с 8-цилиндровым двигателем от Чайки мощностью 195 л.с., также называемая «догоняющей». А Брундза берет ВАЗ 2108 Самара, двигатель которого имеет стандартную мощность 64 л.с., заменяет его двигателем от VZ 2106 и разгоняет его с 80 до 300 л.с. Настоящая автомобильная бомба!

LADA EVA тогда оказала огромное влияние на понимание возможностей российских автомобилей и доказывает, что у них есть огромные возможности для улучшения, что предел еще далеко. Мастерством Брундзы в подготовке российских спорткаров посчастливилось пользоваться нашими элитными гонщиками - знаменитыми пилотами тогдашнего ЦК МВД - мастерами спорта Стояном Колевым и Христо Веселиновым, каждый из которых получил отличную «брунзовку» - раллийная разработка ВАЗ 2105. Две машины прибыли в Болгарию в то время для ASK CAK Министерства внутренних дел в обмен на автомобиль Porsche 911, конфискованный нашей таможней для контрабанды.

Проект Брундзы изначально назывался «Лада Турбо», автомобиль разработан на базе ВАЗ 2108 Самара, имеет кардинально измененную компоновку - двигатель снят с передней части автомобиля и размещен на месте задних сидений в салоне. Задача состояла в том, чтобы подготовить достойного соперника из зарубежных супер-ралли-бегунов из международной группы B / Group B / Международной автомобильной федерации FIA. Проект стартовал в 1984 году, машина имеет полностью трубчатую несущую конструкцию, покрытую корпусом из стеклопластика, повторяющую внешние черты стандартной модели. Двигатель ВАЗ 2106 1600 куб.см полностью переработан, его рабочий объем увеличен до 1860 куб.см, установлены два верхних распредвала / DOHC /, четыре клапана на цилиндр и добавлен турбонагнетатель. Его мощность могла регулироваться в диапазоне 270 - 300 л.с.

В LADA EVA из «восьмерки» остались только две двери, лобовое стекло и фары, все остальное в салоне оригинально спроектировано и построено вручную. Аэродинамика машины также разработана специалистами Пренайского опытного завода спортивной авиации ДОСААФ / организации помощи армии, аналогичной нашему ДОСО /.

Наружные панели легкого композитного кузова спроектированы таким образом, что передняя и задняя части автомобиля открываются легко и быстро, открывая легкий доступ к наиболее важным компонентам и узлам автомобиля. Очень впечатляющими деталями внешнего дизайна являются воздухозаборники для охлаждения агрегатов и четыре крыла кузова, а также использованные двойные спойлеры, улучшающие общую аэродинамику автомобиля.

Расположенный по центру двигатель приводил в движение задние колеса, а не передние, как у ВАЗ 2108. В целом подвеска автомобиля была изменена - и передняя, и задняя двойные поперечные рычаги прикреплены к трубчатым подрамникам, которые в свою очередь прикреплены к центральной опоре. трубчатая клетка. По словам очевидцев, по динамике, маневренности и управляемости Lada Eva не уступала тогдашней королеве ралли Lancia Stratos.

Проект постройки автомобиля не входил в программу развития АвтоВАЗа и, несмотря на камерность группы, задействованной в создании автомобиля, инженерный уровень был чрезвычайно высоким для своего времени. В СССР в то время было непросто получить финансовую поддержку автоспорта и его технического развития, но качество развития оказалось настолько высоким, что в конце концов Брундзе и его людям удалось заручиться поддержкой властей в союзная республика.

Им выделено финансирование для производства 200 автомобилей, необходимых для получения международного омологации / разрешения на участие / в международных гонках под эгидой FIA. Готовится специальная спортивная программа «Раллийная команда Lada». На нем удается изготовить около 30 автомобилей, и многие из них, с целью снижения затрат, не имеют мощности в 300 л.с., а являются базовыми машинами, необходимыми для достижения необходимого количества для омологации с мощностью 160 л.с. его атмосферных двигателей.

К сожалению, вскоре после того, как проект был серьезно запущен в 1986 году, FISA аннулировало разрешения на автомобили группы B, запретило гонки, потому что они сочли их слишком опасными, и закрыло проект Стасиса Брундзы.

Lada EVA могла бы стать очень успешным участником европейских и мировых ралли, если бы ей посчастливилось стартовать в них. В то время иностранные бегуны ориентировались на полный привод, который отсутствовал в Lada Eva, но зная навыки Брундзы, с которой я лично встречался несколько раз во время соревнований тогдашних чемпионатов «Мира и Дружбы» социалистических стран, Думаю, если бы проект продолжился, он бы добавил к своему бегунку привод 4х4. У него даже был еще более продвинутый проект под названием S-Proto с двигателем мощностью 350 л.с. и полный привод, из которого сделан только один прототип.

С запретом FIA группы B создание спорткаров на базе ВАЗ-2108 не прекращается, ведь есть и другие гонки, например знаменитый «Париж-Дакар». К сожалению, в начале 90-х годов прошлого века в «нерушимом» Советском Союзе начались трения и центробежные устремления республик и Вильнюсский Опытный завод, уже с новым названием ВФТС отказывается от подготовки ВАЗ 2108 к Дакару.

Реле приобретает компания POSH - дистрибьютор автомобилей LADA во Франции. Он развивает спортивную LADA SAMARA T3, в которой от лодки осталось еще меньше - двигатель уже не российский, а немецкий - боксер Porsche рабочим объемом 3,6 литра, развивающий мощность до 400 л.с.! Плюс полноприводная трансмиссия от Porsche 959, а подвеска разработана на базе настоящих туполевских истребителей. В итоге автомобиль, внешне напоминающий ВАЗ 2108, фактически становится своеобразной помесью советского истребителя и Porsche - настоящего волка в овчине стоимостью 150 000 долларов и максимальной скоростью 220 км / ч.

LADA SAMARA T3 заняла седьмое место в ралли Париж-Дакар в 1990 году и пятое в 1991 году. «Биография» спортивной модели заняла второе место в Тунисском ралли 1990 года и первое место в ралли фараонов в Африке годом позже.