Переход с одной категории на другую: штрафы и повышенная плата за НВОС
24/10/2022
Существует немало ситуаций, которые буквально вынуждают предприятия на осуществление своей деятельности с высочайшим риском получения штрафа за отсутствие разрешительной документации и однозначно обрекают на плату за НВОС[1] с применением повышающих коэффициентов за сверхнормативное воздействие. Закон суров и беспощаден? Смоделируем одну из таких ситуаций и рассмотрим ее в рамках требований действующего законодательства.
Ситуация
Объект НВОС поставлен на государственный учет объектов НВОС с присвоением II категории. Юридическим лицом (далее — ЮЛ), осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность на таком объекте, представлена ДВОС[2]. Появилось основание для перехода со II категории на I.
В случае возникновения оснований для изменения категории каждый хозяйствующий субъект обязательно столкнется с необходимостью приведения разрешительной документации в соответствие с действующим природоохранным законодательством в отношении новой категории своего объекта НВОС. С понижением категории дела обстоят куда проще, чем с ее повышением, т.к. чем выше категория, тем больше новых требований.
Варианты изменения категории объекта НВОС
Рассмотрим три варианта изменения категории для смоделированной ситуации, а также последствия такого изменения и то, как может себя повести хозяйствующий субъект в каждом из них.
Актуализация
Присвоенная объекту НВОС категория при его постановке на государственный учет объектов НВОС может быть изменена при актуализации учетных сведений об объекте НВОС (п. 5 ст. 4.2 Закона № 7-ФЗ[3]). Основания, при которых сведения об объекте НВОС подлежат актуализации, перечислены в п. 6 ст. 69.2 Закона № 7-ФЗ.
Будем откровенны, не все из оснований и не все случаи актуализации в целом могут потянуть за собой изменение категории объекта НВОС.
Основания и сроки актуализации сведений об объекте НВОС
Для ряда наступающих оснований, которые обязывают актуализировать сведения об объекте НВОС, имеется утвержденный срок представления сведений в уполномоченный на ведение государственного реестра объектов НВОС орган: не позднее чем через 30 дней со дня государственной регистрация смены категории (п. 7 ст. 69.2 Закона № 7-ФЗ).
К таким основаниям относятся:
• замена ЮЛ или индивидуального предпринимателя (далее — ИП), осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте НВОС, реорганизация ЮЛ в форме преобразования, изменение его наименования, адреса (места нахождения), а также изменение фамилии, имени, отчества (при наличии), места жительства ИП, реквизитов документа, удостоверяющего его личность;
• изменение места нахождения объекта НВОС.
Для остальных оснований срок не утвержден. Учитывая сложившуюся судебную практику по всей стране, отсутствие установленного срока в основном расценивается как то, что хозяйствующий субъект должен моментально в тот же день, когда наступили основания, подать заявление об актуализации сведений об объекте НВОС для внесения в государственный реестр объектов НВОС достоверных данных о таком объекте. И это несмотря на то, что документы предприятия, например отчет об инвентаризации выбросов[4], могут быть вполне законно еще не приведены к реальному положению дел на объекте НВОС.
К таким основаниям относятся:
• изменения характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды;
• изменения характеристик технических средств по обезвреживанию выбросов, сбросов загрязняющих веществ, технологий использования, обезвреживания и размещения отходов производства и потребления.
Именно эти основания в бóльшей степени могут повлиять на изменение категории, в т.ч. на присвоение категории выше. Для них следовало бы также установить срок, причем учитывающий период подготовки хозяйствующим субъектом достоверных сведений об объекте НВОС перед их внесением в государственный реестр объектов НВОС.
Получение разрешительных документов
В случае изменения характеристик технологических процессов основных производств на объекте НВОС, которые, в соответствии с Критериями № 2398[5], относятся к объектам I категории, ЮЛ из смоделированной ситуации обязано подать заявления об актуализации сведений об объекте НВОС, получить свидетельство об актуализации учетных сведений с присвоением объекту I категории и с даты получения такого свидетельства соблюдать требования природоохранного законодательства в отношении объектов I категории.
По объекту НВОС была представлена ДОВОС, следовательно, разработаны нормативы допустимых выбросов, сбросов, образования отходов и лимиты на их размещение, что облегчает задачу по получению необходимых разрешительных документов для объекта I категории.
У объектов I категории имеется выбор между двумя разными видами разрешительной документации, которую они могут получить:
1) разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее — разрешение на выбросы), разрешение на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду (далее — разрешение на сбросы), документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее — Документ об утверждении НООЛР);
2) комплексное экологическое разрешение (далее — КЭР).
Согласно п. 1.1 ст. 11 Закона № 219-ФЗ[6] с 01.09.2019 и до получения КЭР в установленные сроки допускается выдача или переоформление:
• разрешения на выбросы;
• лимитов на выбросы загрязняющих веществ;
• разрешения на сбросы;
• лимитов на сбросы загрязняющих веществ;
• нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.